В конце сентября 2016 года, началась теплая золотая осень, и мы решили вдвоем отправится в Карпаты. На этот раз это были я и Женя, и  на этот раз выбор пал на Черногорский хребет, место часто посещаемое, и можно даже сказать раскрученное множественной рекламой на разных туристических сайтах. Отпуска брались на конец сентября, когда туристов в разы меньше, а погода может подбросить сюрпризы.
Интриги добавляло еще и то, что собирались идти этим маршрутом впервые.
Путешествие затевалось как полностью автономное, дней так 6-7, расстоянием около 60 км,
чтоб идти можно было не спеша, и чтоб были резервные дни на случай экстремально плохой погоды.

Нужно отметить, что в межсезонье Карпаты бывают коварны. Теплые, и солнечные горы, могут стать холодными, а штормовой ветер и снег, станет вашим спутником на несколько суток к ряду. И это все при нулевой видимости. Поэтому было решено не выделываться, и взять с собой навигатор Гармин с комплектом запасных батареек, и топографической картой Карпат
( http://www.navigation.com.ua/gps-mapa-karpat/carpathian-topo-maps.html ).
Прямо перед выездом, посматривая прогноз погоды на ( https://www.mountain-forecast.com/peaks/Chorna-Gora/forecasts/2020 ) , я захватил комплект теплых вещей (флисовые кофты и штаны), и как показало потом, это было очень правильным решением.

Доехав поездом до Ивано-Франковска, нам повезло в сесть в бусик развозящий туристов по популярным направлениям, на котором мы доехали до Ворохты, а уже там пересели на рейсовый автобус идущий в Верховыну, и вышли в селе Ильци.   Слушая разговоры местных жителей, и рассматривая пейзажи по пути, я чувствовал особый колорит, и экзотичность этих мест. Ощущалась близость границы с Румынией. Дальше наш путь лежал в село Верхняя Дземброня, откуда и должен был стартовать наш маршрут.
Дземброня , это очень живописное, и самое высокогорное село в Украине, затерявшееся среди Карпатских гор. Чистый воздух, красивые пейзажи, это отличное место, чтоб убежать от цивилизации. В Дземброне любила отдыхать Леся Украинка, а кинорежиссер Сергей Параджанов, черпал вдохновение во время съемки фильма "Тени забытых предков".
Шикарную статью об этом поселении, Вы можете почитать тут -( http://guide.karpaty.ua/ru/places/dzembronja )

Перед выходом на маршрут в межсезонье, или зимой, я настоятельно рекомендую зарегистрировать туристическую группу в Черногорском спасательном посту. Контактную информацию Вы можете посмотреть тут - ( https://www.facebook.com/chornogora.rescue112/ )  ,
там же есть контактные телефоны спасателей, запишите их в свою мобилку. На момент моего
пребывания на Черногоре, мтс не работал совсем, а киевстар весьма нестабильно, и возможно было бы правильным решением взять дополнительный телефон CDMA от интертелекома, но тут я не не уверен. В любом случае, если что то пойдет не так,  два телефона будет лучше чем один.

И вот мы наконец то на месте старта.

Далее наш путь лежит вверх до пастушьей колыбы , и чуть выше есть источник с водой, где мы и пополнили свои запасы. Не смотря на конец сентября, идти было жарко, температура была наверное градусов +20 не меньше, и вода расходовалась быстро.

Идем далее в верх по маршруту с синей маркировкой, через реликтовый лес. Лес красивый, фото увы не передает всей красоты.

К обеду добираемся до водопадов у подножия горы Смотрич. Стоит ясная, безветренная погода. По пути встречаются несколько групп туристов из Польши, которые приезжают сделать радиальный выход на заброшенную польскую обсерваторию "Белый Слон" на вершине горы Поп-Иван Черногорский. Туристы из Украины, на фоне туристов из Польши, почему то попадаются не часто.  Кому интересно, шикарную статью о истории создания обсерватории можно почитать тут - ( http://guide.karpaty.ua/ru/places/pip-ivan )

На водопадах останавливаемся на коротенький отдых.

Там же я понял простую вещь, что всякие эксперименты с походной едой, нужно делать дома.
Уже за день до выезда я изготовил некую сухую смесь, которая должна была стать после заливания кипятком борщем.. Но вышло нечто непонятное, не очень вкусное, но питательное, и несколько страшное на внешний вид. И мы это ели :-)

Поев, топаем дальше. Решили пойти через г. Вухатый Каминь, и уже там стать на отдых и ночевку. К вечеру похолодало, и уже хотелось побыстрее залезть в палатку, и как следует выспаться. Люблю этот момент, когда еще утром ты был в цивилизации шумного города, а вечером, уже заползаешь в палатку, в безлюдных диких местах, и буквально проваливаешься в сон от сильной усталости.

Утром просыпаешся, блин, где я ... А .. Я в Карпатах :-) А погодка уже поменялась, вспоминаю,
как я смотрел прогноз погоды перед стартом.
На фото наш лагерь утром второго дня похода.

Погода продолжает портиться, и быстро позавтракав и сложив вещи, мы продолжаем подъем на г. Вухатый Каминь. Дождик усиливается,  накидываем пончо.

Подъем идет достаточно крутой, видимость падает из-за усиливающего тумана. Уже неподалеку от вершины горы нас обгоняют двое поляков, парень и девушка явно спортивного телосложения, в тонком термо белье. Идут очень быстро, собираются успеть на обсерваторию  на Поп-Иване. Ну думаю, наверное спортсмены, тренируются. Прошу их нас сфотографировать. Быстро прощаемся, и они убегают дальше. За фото, им спасибо.

Дальше наш путь лежал в сторону седловины, и было не до фотографий, так как мы передвигались медленно, в полном тумане. Скажу, что этот опыт передвижения при нулевой видимости, только по навигатору, мне потом пригодился не один раз. Потом вдруг стали слышать голоса, да это же те поляки, что обогнали нас ранее. Догнав поляков, я первым делом увидел растерянное лицо девушки, тут понимаю, они заблудились. Спрашиваю, у Вас хоть палатка есть? Но по нашему, они ничего толком не понимают... Потом таки выясняется , что палатка есть, и я уже достав навигатор, показываю в каком направлении им нужно двигаться, вначале до седловины, а потом и на г. Поп-Иван. Да, отчаянные ребята эти поляки, я же с серьезным лицом, и с навигатором в одной руке, а другой указывая куда то в даль, выступал в качестве гуру :-)
Так, вспоминая рассказ про Ивана Сусанина,  мы спасли от неминуемой гибели двух иностранцев. :-)
А дождик все усиливался, и ближе к обеду, найдя очередной ручеек по пути, мы решили ставить палатку, готовить еду, и нырнув в сухие спальные мешки, переждать непогоду.

Ну а на утро третьего дня нашего похода, пошел снег.

Голос из палатки : "Ну что там, кофе готов ?" :-)

Холодает, а мы продолжаем подъем на черногорский хребет, и добираемся до седловины.
Эту местность еще иногда называют Бермудским треугольником Черногоры, где сходится несколько тропинок в треугольник, в плохую погоду без карты и навигатора, там можно блукать часами. На карте это между г. Вухатый Камень и г. Смотрич.

Ветер усиливается.  Голоса практически не слышно, чтоб услышать друг друга, нужно быть рядом. В реале это выглядит приблизительно так :-)

Но на самом деле было не смешно, радовало то, что мы были готовы, были теплые вещи, хорошие мембранные куртки, под куртками были термо футболка, флисовая кофта, и жилетка-виндстопер,  у каждого было по трое штанов, тонкие термо, трекинговые, и еще сверху можно было одевать не снимая ботинок не продуваемые штаны-самосбросы.
Вот так вот из лета с температурой +20, мы попали под шквальный ветер и холод. Может быть мороз был и не сильный , но ветер такой силы буквально выдувает из вас тепло. Планируя свой поход на межсезонье, учитывайте это. Учитывайте и то, что при таком ветре, палатку вы можете и не поставить, здесь нужен опыт, и очень холодный рассудок. Например малейшая ошибка, и ветер может унести и коврик каремат, да и всю палатку, а значит нужно будет немедленно сходить с маршрута, и все места схода нужно  планировать еще дома.
Но ошибки с моей стороны были, я забыл пропитать восковой пропиткой свои новые ботинки
HanWag, и к этому моменту носки можно было уже выкручивать. Радовало то, что на ночь был комплект сухих носков в герметичном мешочке в рюкзаке.

Но после обеда ветер стал стихать, и мы приближались живописными склонами Карпат к озеру Бребенескул.

По пути натыкаемся на такое...

Погибли летом в июле, я думаю скорее всего из-за удара молнии. Та что не стоит недооценивать Карпаты. Есть места, которые буквально притягивают грозовые разряды, и возможно, это одно из этих мест.
О самых нашумевших чп на Черногоре, можно почитать тут -
( http://www.verkhovyna.info/ru/verkhovyna/resque/stories/ )

Испытав короткий шок, быстро приходим в себя, ветер опять усиливается, и нужно побыстрее добраться до места ночевки, и поставить палатку, пока это возможно. Уже чуть выше озера Бребенескул, мы поставили нашу палатку, и закрепили все 6 ее растяжек, я подумал, если ночью начнется армагедон, то нас сдуть не должно. В общем  наша палатка редпоинт на шести растяжках выстояла ночь. Ночью было неспокойно, Женя спала, а я лежал и слушал, как порывы ветра пытаются нас сдуть. Заснул наверное уже под утро. А утром ветер стих, и готовя утренний кофе, я наблюдал рассвет над г. Гутын-Томнатык, наблюдал как огромное облако перевалив через хребет , вначале окутало все дымкой, а затем отправилось в свой путь дальше, и наконец то я увидел солнце :-) В такие минуты, настроение всегда улучшается :-)

Утро около Гутин-Томнатика.

Озеро Бребенескул.

Но солнышко выглянуло не на долго, далее опять задуло, и замело, и до г. Туркул мы шли в молоке из тумана и снега.
Тут на фото, Женя говорит : "Куда мы попали ?" :-)

Тем временем, мы медленно, но уверенно приближались к г. Туркул. Запасы питьевой воды закончились, и на выручку пришел свежевыпавший снег. Бензина для мультитопливной горелки я взял с запасом и на такой расклад. Топим снег, завариваем чай, и становится теплее и веселее.

Тут на фото, до Туркула осталось совсем не много пути.

Если Вы идете с тяжелым рюкзаком (у меня вес был где то около 26 кг) , то подниматься на Туркул по скользким обледенелым камням будет сложно. Я еще и перчатки дома забыл, но руки не сильно мерзли, видимо организм впрыснул в кровь приличную дозу адреналина.

Немного эмоциональный момент, когда мы в третий раз увидели солнышко, и организовали пикничек возле вершины Туркула. :-)

Указательный тур на вершине.

Стоить отметить , что к этому моменту мы встретили аж двух туристов. Первый был из Дании, это был рослый дядька спортивного телосложения, и возрастом далеко за 50. Он шел только с маленьким рюкзачком и трек палками, шел в сторону Поп-Ивана.
Еще был какой то дядька экстримал, который заблукал в тумане недалеко от озера Несамовыте.
Он просил показать где тропинка ведущая к озеру. Видели бы Вы глаза этого человека, уставшее обветренное лицо, мокрая одежда... Конечно мы подробно рассказали и показали человеку куда идти.   С навигатором это было просто. У дядьки же не было ни компаса, ни карты.

Следующая гора по ходу нашего движения это Данциж. Фотографируемся на память .

Погодка налаживается, и мы ставим палатку у подножия горы Пожижевська.

Пригревало солнышко, растаял снег, и тут мы понимаем, что воды то у нас осталось на пару глотков... Весьма долго и не продуктивно мы лазим с кружкой и котелком по зарослям жерепа, сбивая с веточек капельки воды, пытаясь наполнить нашу посуду живительной влагой.. Да, это была плохая идея, устав, и окончательно промочив ноги в росе, удалось набрать воды пол кружки.
Вот эта драгоценная кружка.

Тут опять на выручку пришел навигатор, на перемычке между г. Данциж и г. Пожижевська, есть спуск , с того спуска начинается ручеек, который на топографичеcкой карте гармина называется Ареудаж. Взяв с собой навигатор, фонарик, и пустые баклажки, отправляюсь на поиски ручейка. Чего то в тот момент вспомнилось шоу с Беаром Грилзом. :-)

Набрав воды, начинаю подниматься вверх от источника, каких то 150 метров подъема, и ноги ватные, сказывается усталость. А когда я поднялся, то был просто ошарашен увидев такой вот закат..

Я еще долго стоял и в оцепенении смотрел на это кроваво-красное зарево, это было просто гипнотическое состояние, и только когда солнце стало прятаться за горизонт, я пришел в себя, и поспешил к нашей палатке. Уже минут через 10 я был на месте, и мы как дети радовались свежей и чистой воде!  Вы радовались от того, что пьете воду?  Я - да :-)  Тут я думаю, туристы меня поймут.

Поев, и отдохнув, мы уже собирались спать, как где то внизу  в жерепе ниже по склону Пожижевской, раздался страшный дикий рев..... Аут, это медведь...
Я дальше плохо помню что мы делали, решили дудеть в сопилку (которую Женя зачем то взяла с собой в поход) , я же отчаянно молотил металической ложкой по котелку, издавая дикий звон. Потом я почувствовал, что звенит у меня в голове.. Потом мы по моему просто орали, скорее всего это были какие то нечеловеческие звуки ... Потом я судорожно заматывал продукты в пакеты, и в завершении ко всему облил все бензином.  Думал, что запах бензина должен был перебить запах еды.  Потом мы затихли, стали вслушиваться в каждый шорох.
Настала ночь, и нужно было ложится спать, руки у Жени трусились, но она видимо просто от усталости отрубилась. Я же лежал с сопилкой в руках, и вслушивался в ночную тишину, стал дремать, и изредка просыпаясь дудел в сопилку...
Утром мы радовались, что ночь позади...

Уже потом, вернувшись домой, я прочитал, что так реветь может как медведь, так и самец оленя во время гона. В любом случае, ни с медведем, ни с оленем,  нам встречаться совсем не хотелось.

Гора Брезкул, красивое место по пути на Говерлу.

Вчерашний закат, напоминал нам, что погода будет меняться, так и случилось, снова задут ветер, и пошел снег. Но мы были уже вначале подъема на Говерлу.

Ну и конечно на Говерле сфотографировались тоже. Летом, это попсовое место с толпами туристов. Настоящий же турист летом на Говерлу не ходит :-) Говерла имеет "вес" только зимой, когда восхождение на нее уже сложнее во всех смыслах. Про зимнюю Говерлу, тоже будет рассказик, но это будет другая история.
Ну а в сентябре на Говерле бывает так :

Опять ветер, холодно, но и нет назойливых  псевдо-туристов :-)

Начинаем спуск в сторону г. Петрос, с планами заночевать на перемычке между Говерлой и Петросом, и дальше поднявшись на Петрос, пойти в сторону Ясиней. Но планы наши были изменены.
Тут на фото облака разошлись, и показался Петрос.

По пути вниз, встречаем группу из трех туристов с большими рюкзаками, Здороваемся, и идем вниз. Скажу, что пальцы на ногах Жени уже были растерты, и замотаны лейкопластырем, поэтому решаем спускаться в Козьмещик. Солнце садится, и тут нас угораздило сбиться с маршрута, и зайти в непролазный жереп. Короче в этом полностью виноват я. Походив кругами в жерепе, окончательно промочив ноги, и выбившись из сил, нужно было что то решать. Ставить палатку в мокрых кустах и на склоне нам не хотелось, и мы решили опять начать подъем на Говерлу, и остановиться в домике экопункт под Говерлой. Опять пошли вверх, это было уже слишком на сегодня, но как то доковыляли до домика.
Заходим внутрь, а там сидят три туриста, с которыми мы разминулись при спуске. Знакомимся.
Туристы из г. Сумы, почти земляки :-)  Коля, Оксана, и Бородач , так мы с ними познакомились. Они вышли на Говерлу с Козьмещика, но при подъеме, Коля повредил ногу, и им в срочном порядке пришлось спускаться, и устраиваться на ночевку на экопункте.
Решаем завтра утром все вместе спускаться в Козьмещик, а я предлагаю также помочь спустить вниз рюкзак Коли.

По пути на эко пункт

А вот и сам эко пункт, который помог наверное не одному заблудившемуся туристу. Зимой тут удобно останавливаться на перекус, перед подъемом на Говерлу.

Попав наконец то в "цивилизацию" Женя обрадовалась, это хорошо видно по ее лицу :-)

В общем то мы оба были рады, лица обветренные и загорелые, так как несмотря на туман, в горах значительно больше ультрафиолета.

И наши соседи :-)

Только уляглись спать, как стук в двери... Блин думаю, это наверное медведь за нами пришел :-)
Но это был не медведь, а двое польских туристов, которые слишком поздно отправились на Говерлу из Заросляка, и не рассчитав время, решили заночевать на эко пункте. Ну мы подвинулись конечно, впустили туристов. Они были все в снегу, и слегка замученные :-)
Я про себя сделал вывод, Поляки - люди без башни :-)

Даже видео коротенькое снял

Потом еще пришли туристы из Чехии, но я спал непробудным сном. Утром мы с Сумчанами идем вниз.

Дальше особо не фотографировал, так как помогал Коле спускать рюкзак вниз.
Наши знакомые как оказалось, заядлые туристы, и в тех краях бывают часто. А Оксана к тому же инструктор по горному туризму.

Пока Говерла, скоро увидимся снова..

И чем больше мы спускались вниз, тем теплее становилось, мы снова из зимы возвращались в лето .

В Козьмещике мы остановились в тур приюте у Миши, и нам очень понравилось. Отдохнув и отметив наше прибытие, через день мы отправились на Петрос, шли уже налегке, и нагуляли в тот день 28 км. Я писал трек, так как собирался посетить Петрос еще и зимой.

Так вот благополучно и подошло к концу наше маленькое путешествие с приключениями.

Трек маршрута можно посмотреть и скачать тут -
( http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xwqlffqnyvjlnolv )

Трек на Петрос тут (блукания вырезаны) -
( http://www.gpsies.com/map.do?fileId=dvdfbjqslydeneid )

А в Карпаты мы еще приедем, но это будет уже совсем другая история :-)